Наша окружающая среда состоит из миллионов различных запахов. Мы часто не обращаем на них особого внимания, не уделяем им много времени. Мы относимся к ним как к чему-то настолько естественному и очевидному, что не замечаем, насколько они важны в нашей жизни. В конце концов, разве мы не раздражаемся, когда нас сопровождает неприятный, навязчивый запах? Разве мы не радуемся, когда вокруг нас витает аромат наших любимых цветов? Почему же тогда мы задвигаем вопрос о запахе и обонянии так далеко и так глубоко, что почти полностью игнорируем его? Нередко мы судим о другом человеке на основании того, что мы называем первым впечатлением, совершенно не осознавая, насколько его запах помог нам судить о нем. И как мы можем судить того, у кого… вообще нет запаха? Кто-то, кто для самого чувствительного носа остается бесцветным, нейтральным, недостойным внимания…? Это главный герой «Пахнидлова» Патрика Зюскинда, Джон Батист Гренуй. Именно о его драматической судьбе мы узнаем на страницах этого необычного и чувственного романа.

Париж восемнадцатого века — этот пресловутый «романтический» Париж — полон зловония, грязи и несправедливости. В центре Парижа человек, обреченный на страдания с самого рождения — брошенный, отвергнутый, постоянно отодвигаемый на задворки общества — Гренуй. Уродливый и отталкивающий, Джон Батист Гренуй…

В романе Зюскинда мы очень хорошо узнаем столицу Франции благодаря необыкновенному обонянию главного героя. Идя по его следам, мы почти ощущаем вонь мужского пота на улицах и аромат носовых платков, пропитанных духами. Мы узнаем мир таким, каким никогда не пробовали его раньше, проверяя истинность поговорки о том, что «самое главное невидимо глазу».

Гренуй — человек, замкнутый в своем собственном, одиноком мире. Он живет для себя, надеясь, что — как клещ — однажды ему представится чудесная возможность, которая изменит его жизнь. Он мечтает стать самым влиятельным парфюмером в мире.также мечтает о дистилляции самого необычного аромата, среди самых необычных ароматов — нисколько не колеблясь, он решает овладеть ароматом от тел самых прекрасных девственниц.
Больше всего в этом романе меня привлекает сенсационное повествование Созданный мир настолько сильно воздействует на органы чувств, что притягивает читателя. Прогуливаясь по страницам романа, создается впечатление, что запахи, описанные с виртуозностью, распространяются повсюду. Рассказчик использует такой язык, что роман можно проглотить на одном дыхании, смакуя каждое описание. Здесь нет стремительного действия или особенно захватывающего диалога, но именно это выделяет эту книгу среди других. Во время чтения не чувствуешь необходимости спешить к следующей ситуации, действие течет спокойно, позволяя читателю погрузиться в созданный мир и остаться в нем на некоторое время. Именно это делает эту книгу такой увлекательной и волшебной.

Пах, Патрик Сюскинд

Что также восхищает меня в «Пахнидле», так это создание главного героя — одной из самых сложных литературных фигур. Рассказчик предлагает нам с первых же страниц считать его самым худшим, подчеркивая, какой он отвратительный монстр, но я нахожу в нем что-то очаровательное и привлекательное. Помимо того, что он необычен своим даром и отвратителен своими поступками, он вызывает чувства сострадания и — в какой-то степени — понимания. В его случае потребность быть «кем-то», потребность быть принятым объясняет все его поведение. Его одиночество и отчужденность вызывают у меня искреннюю грусть. Это еще одна вещь, которая привлекает меня в Пачнидле, потому что лучшие книги — это те, которые могут вызвать у читателя огромное количество эмоций. А в этой — да, потому что в один момент мне хочется обнять главного героя, а в другой — закопать его в канаву.

Не знаю, может быть, я просто странный/нелепый/нормальный человек, раз так воспринимаю книги (но у меня это с 3 лет, когда я начала читать). Я часто отождествляю себя с персонажами, мне нравится вникать в их психику, поэтому даже самых плохих из них я пытаюсь понять и объяснить. Что с того, что Иоанн Креститель жестоко надругался над прекрасными девственницами только для того, чтобы получить их запах? Именно извлечение этого аромата является его самым большим желанием, которое — по его мнению — должно помочь ему добиться признания со стороны окружающих. Я понимаю его и мне так жаль его, что я плачу, когда читаю, как он отвергнут и одинок. Но это всего лишь книга. Если бы в нормальном мире мужчина так обращался с женщиной, я бы не только боялся и испытывал отвращение к нему, но и выступал бы за то, чтобы забить его камнями до смерти.
Однако следует помнить, что Парфюм — это не просто один одинокий мужчина. Это также целый мир и люди, вращающиеся вокруг него. В своем романе Зюскинд дает нам откровенную и чрезвычайно натуралистичную картину общества Франции XVIII века — со всеми его недостатками и несправедливостями. Необычный подход к теме, то есть восприятие мира не зрением или осязанием, а обонянием, позволяет читателю перенестись в совершенно иной, чувственный мир, наполненный ароматом сваренного кофе и свежевыжатого апельсинового сока. И даже если в послании книги нет ничего удивительного или нового, все равно стоит полностью отдаться ей, просто чтобы позволить себе на несколько часов увлечься таким прекрасным эстетическим опытом…

Моя оценка: 9,5/10

Я считаю, что «Пахнидло» — идеальная книга для долгих осенних и зимних вечеров, когда за окном серая и холодная погода. Именно тогда легче всего почувствовать, насколько сильно этот роман затрагивает человеческие чувства. Именно поэтому я представляю вашему вниманию рецензию на книгу, которую я прочитал очень давно. Чтобы воспользоваться кратковременным спадом чтения 🙂 .