Джоанн Харрис до сих пор была мне неизвестна — я слышал о ее «Шоколаде» (Джонни Депп появляется в экранизации, что не могло остаться незамеченным), но название не ассоциировалось у меня ни с каким именем. До сегодняшнего дня. Потому что сегодня я могу сказать, что у меня был первый контакт с этим автором. Возможно, он не так успешен, как нам обоим хотелось бы, но я, несомненно, вернусь к Харрису. Потому что она может вызвать у меня любопытство.

Действие «Призрака из прошлого» происходит во Франции XVII века, в особенно бурные и кровавые времена. Судьба забрасывает молодую художницу в монастырь, где под чужим именем она ищет убежище для себя и своей дочери. В течение пяти лет ей удается скрывать свою прежнюю личность и жить в мире, но наступает день, когда демоны прошлого нагоняют темные тучи на голубое небо ее мира. Джульетте придется столкнуться с тем, кто уже однажды предал ее, с тем, кто принес несчастье в ее жизнь. Коварный Лемерль снова ворвется в ее жизнь. Он снова вовлечет ее в опасную игру, в которой пешками являются наивные женщины. Каковы секреты человека, который утверждает, что он священник? Что он сделает, чтобы завоевать доверие Джульетты? Что он сделает, чтобы она осталась с ним? Вы даже представить себе не можете, сколько интриг может затеять один жаждущий мести человек…

Призрак из прошлого, Джоанн Харрис

Призрак прошлого» рассказывает о временах, когда сжигали колья, свирепствовала инквизиция, а слепая вера в Бога и страх перед Сатаной превращали людей в марионеток. Действие происходит в стенах женского монастыря, что только подчеркивает и выделяет этот феномен. Однако, поскольку под лампой — там, где должна быть полная святость, — темнее всего, Харрис поместил ряд грешников, предающихся ворожбе, гаданиям, приготовлению различных зелий, уступающих мужчинам, фантазирующих о нечистоте и даже… убийствах. Весь спектр героинь представлен великолепно — от чрезмерно святых до чрезмерно грешных, от завораживающе невинных до «служанок Сатаны». Однако есть одна общая черта — темнота.

С точки зрения нашего времени, поведение героинь может вызывать удивление и даже смех. Поражает их наивность, глупость и слепая вера в суеверия. Читая, я старалась не забывать, что в те времена на вещи смотрели совсем иначе, но на протяжении половины книги я не могла отделаться от чувства крайнего раздражения, когда становилась свидетелем поистине трагикомического поведения монахинь. Их мозг был запрограммирован так, словно они состояли в какой-то секте — они некритично принимали все, что им навязывали. Как дети в тумане, как наивные телята. О да, телята — это действительно хорошее слово для этих бедных дам.

Однако в «Призраке прошлого» есть нечто большее, чем простая история о группе наивных женщин из некоего монастыря. Этот роман уникален по нескольким важным причинам:
вызывает в памяти имена реальных персонажей XVI и XVII веков, включая Джордано Бруно, оккультиста, который был сожжен на костре за распространение ереси;
— она изображает развитие театра эпохи Возрождения
анализирует символы карт Таро;
страхи, сопровождающие человека, жившего несколько веков назад
показывает силу веры в Бога и в сатану
представляет повседневную жизнь в монастыре;
— напоминает десятки латинских предложений и псалмов
, а также мудрость из Библии, в том числе из commedia dell’arte, Священного Писания и текстов эпохи Просвещения
ссылается на шаманские, оккультные и языческие традиции

Хотя проницательный глаз сможет найти в этом романе еще больше отсылок, ссылок и перекрестных ссылок, мои знания позволяют мне упомянуть лишь эти несколько важных моментов. Точки, которые, я надеюсь, подчеркнут богатство Духа прошлого. Точки, которые должны побудить вас прочитать этот исключительный роман.
Воодушевлен?

Моя оценка: 7/10